контактный телефон:

+375 29 646-07-70

Защита коммерческой тайны

Во многих организациях есть необходимость защиты внутренней информации и коммерческих данных. Давайте разберемся, какую информацию и как можно защитить.
Как всегда, начинаем с перечня законодательных актов, которые помогут нам разобраться в этом вопросе.

Нормативные документы по вопросу:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК).
2. Закон Республики Беларусь от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне» (далее – Закон).
3. Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон об информации).

защита коммерческой тайны организации

Какая информация охраняется законом?

В первую очередь давайте посмотрим, какие сведения могут законно быть скрыты от «лишних глаз». Гражданский кодек Республики Беларусь разъясняет, что информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах) охраняется в качестве нераскрытой информации, если она составляет служебную тайну или коммерческую тайну. Порядок отнесения информации к служебной тайне и ее охрана регулируется законодательством и в основном это касается специальных государственных органов.

Остановимся на том, как частным организациям защитить свою коммерческую тайну. Ведь, если вы начнете бесконтрольно предоставлять информацию, например, о вашей уникальной идее или планах по выходу на новый рынок, это может привести к утрате значительных конкурентных преимуществ.

Что относится к коммерческой тайне?

Во-первых, правовая охрана коммерческой тайны возникает с момента установления в отношении сведений режима коммерческой тайны. Во-вторых, сведения должны одновременно соответствовать следующим требованиям:

  • не являются общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями;
  • имеют коммерческую ценность для их обладателя в силу неизвестности третьим лицам;
  • не являются объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • не отнесены в установленном порядке к государственным секретам.

Важно также помнить, какие сведения не могут составлять коммерческую тайну, как бы нам того не хотелось. К таким сведениям относится, например:

  • информация из уставных документов организации;
  • данные, содержащиеся в свидетельстве о государственной регистрации, в лицензии и других документах, дающий право на осуществление той или иной деятельности;
  • информация о численности и составе работников, условиях труда, наличии свободных вакансий;
  • о задолженности организации по выплате зарплаты, а также социальным выплатам;
  • о состоянии окружающей среды, радиационной обстановке и пр.;
  • о нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений.

Полный перечень подобных сведений можно найти в ст. 6 Закона.

Режим коммерческой тайны

Такой режим считается установленным, когда в организации определены сведения, подлежащие охране, а также приняты соответствующие меры для обеспечения их конфиденциальности.
Данные меры включают в себя:

  1. сперва нужно ограничить доступ к конфиденциальной информации, определить порядок работы с ее носителями и способы контроля за соблюдением установленного порядка;
  2. определить порядок лиц, имеющий доступ к коммерческой тайне, и вести их учет;
  3. урегулировать вопросы доступа в договорах (контрактах) с сотрудниками, а также в локальных нормативных актах организации;
  4. предусмотреть вопросы доступа контрагентов к такой информации на основании гражданско-правового договора;
  5. определить работников, ответственных за принятие мер по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну.

Предоставлять доступ к информации работникам стоит только, если такая информация необходима для выполнения должностных обязанностей. Эти категории работников определяются и закрепляются в приложении к «Положению о коммерческой тайне в организации». Если же возникает необходимость предоставить доступ сотрудникам, не обозначенным в Положении, решение принимается в индивидуальном порядке.

Документы (фото-, видеодокументы, аудиозаписи, бумажные и электронные носители информации и др.), содержащие коммерческую тайну, могут оформляться под грифом «Коммерческая тайна», но не обязательно.

Контроль за соблюдением установленного порядка обращения с носителями коммерческой тайны возлагается на уполномоченное должностное лицо - сотрудника, на которого приказом возложены обязанности по обеспечению режима коммерческой тайны.

защита конфиденциальной информации в организации

Способы защиты

1. Положение о коммерческой тайне

Выше мы рассказали о том, как устанавливается режим коммерческой тайны. Указанные меры для его установления закрепляются в «Положении о коммерческой тайне в организации». Указанное положение будет являться внутренним локальным нормативным правовым актом, с которым следует ознакомить всех сотрудников организации. Далее, после установления режима коммерческой тайны, с работниками заключаем обязательство о неразглашении коммерческой тайны.

Таким образом организация обеспечивает внутреннюю защиту конфиденциальной информации.

Осталось выяснить, что делать с контрагентами. Об этом далее.

2. Соглашение о конфиденциальности

Такое соглашение можно заключить в потенциальным партнером или действующим контрагентом. В соответствии со ст. 1 Закона соглашение о конфиденциальности (далее - Соглашение) – гражданско-правовой договор, заключаемый владельцем коммерческой тайны с контрагентом, предметом которого являются обязательства сторон по обеспечению конфиденциальности сведений, данную тайну составляющих.

Заключая Соглашение, как правило, преследуются следующие цели:

  • предупредить разглашение информации;
  • применить санкции к нарушителю в случае утечки данных, полученных во время деловых переговоров;
  • получить возмещение материального ущерба, нанесенного другой стороной при разглашении конфиденциальной информации.

Что нужно знать о Соглашении:

  • заключить его можно в виде самостоятельного документа до заключения с потенциальным партнером гражданско-правового договора или оно может быть его составной частью;
  • всегда заключается в письменной форме.

Соглашение должно содержать следующие обязательные условия:

  • перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, если они постоянны, либо порядок их определения;
  • пределы использования этих сведений;
  • срок, в течение которого контрагент обязан обеспечивать их конфиденциальность, в т.ч. в случае расторжения или отказа от исполнения договора.

Не обойтись и без способов защиты. Это может быть:

  • во-первых, прекращение действий, связанных с незаконным разглашением коммерческой тайны;
  • во-вторых, возмещение убытков (включая упущенную выгоду), причиненных владельцу ввиду утечки.

На наш взгляд предпочтительнее устанавливать ответственность в виде штрафа, т.к. в отличие от убытков, его размер не нужно доказывать. Кроме того, наличие внушительного размера штрафа способно оказать куда больший дисциплинирующий эффект на контрагента, чем неопределенное по сумме возмещение убытков.

Таким образом, подписанное уполномоченными лицами Соглашение:

  • носит юридический характер;
  • подписывая Соглашение ваш потенциальный партнер (и вы) соглашаетесь с указанными в нем положениями;
  • может быть использовано в судебных процессах для требования возмещения убытков в случае его нарушения.

В то же время Соглашение может быть эффективно в отношении различных секретов производства (ноу-хау), а также тех технических решений, по которым патентная защита еще не получена либо которые непатентоспособны в принципе.

Однако, чтобы «прикрыть тыл со всех сторон», защищайте секреты производства (ноу-хау), регистрируйте товарный знак и получайте патент. Это процесс небыстрый и затратный, но зато вы сможете спать спокойно.

P.S. Есть вопросы? Нужна помощь юриста? Звоните нам по телефону +375 29 646-07-70 или пишите на info@a2um.by.

разработка локальных нормативных актов

Изображения: pixabay.com

22-06-2018

← Назад

banner 2