контактный телефон:

+375 29 646-07-70

Бизнес в социальных сетях

Можно ли вести продажи через социальные сети? 

Вопрос, который актуален сейчас для многих. Об этом много написано и сказано, но, кажется, все равно не до конца все ясно.

Начнем с самого начала.

Продажи в социальных сетях

В Республике Беларусь продажа товаров в интернете признается розничной торговлей по образцам вне торгового объекта (п. 3 Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утв. постановлением Совета Министров от 15.01.2009 № 31).

Осуществляться она может только через интернет-магазин, зарегистрированный в Торговом реестре. При этом сайт интернет-магазина по закону может быть зарегистрирован только в доменных зонах .бел или .by (если продаете только на экспорт, ситуация другая, но это тема для отдельной статьи).

В Торговом реестре могут быть зарегистрированы только юридические лица или индивидуальные предприниматели (подп. 11.1 п. 11 Положения о Торговом реестре Республики Беларусь, утв. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2014 № 1227). Поэтому лица, осуществляющие ремесленную деятельность, т.е. без регистрации ИП, не могут быть включены в Торговый реестр и, как следствие, не могут создавать Интернет-магазин по продаже своей продукции.

Интернет-магазин – информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта (п. 8 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»)

Таким образом, мы можем утверждать, что осуществлять продажу товаров через социальные сети по законам Республики Беларусь нельзя. В социальных сетях товар можно только рекламировать.

И теперь возникает закономерный вопрос. А что же будет считаться продажей?

Разграничить интернет-магазин и рекламу товаров в интернете Министерство торговли попыталось в Письме Министерства торговли Республики Беларусь от 18.07.2012 года №07-09/444к “Об использовании глобальной компьютерной сети Интернет для продажи товаров”, в котором имеется ссылка на пункт 3 Правил осуществления розничной торговли по образцам, в частности предусмотрено, что розничная торговля путем предоставления описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг организаций почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами, не запрещенными законодательством, является розничной торговлей по образцам, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет через интернет-магазин.

Т.е. из этого следует, что даже если на Вашем сайте размещаются образцы товаров, контактные телефоны и если продавец реализует данные товары без торгового объекта на основании телефонных и иных заказов покупателей (при этом не зарегистрирован в Торговом реестре Республики Беларусь), то это является Интернет-магазином, осуществляющим деятельность в нарушение установленных законодательством требований о торговле по образцам (так как не зарегистрирован в ТР).

Ответственность за такое нарушение предусмотрена частью 1 ст. 12.17 Кодекса об административных нарушениях в виде штрафа в размере до 10 базовых величин (нарушение правил торговли и оказания услуг населению).

Ответственность также предусмотрена и за осуществление деятельности по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, не размещенных на территории Республики Беларусь и (или) не зарегистрированных в установленном порядке. Штраф - в размере от 10 до 30 базовых величин (часть 1 ст. 22.16 Кодекса об административных нарушениях).

То есть, продавая, например, через Вконтакте, можно получить штраф до 40 БВ, так как будут иметь место оба нарушения.

Таким образом, даже если сайт или страница не зарегистрированы как интернет-магазин, но содержат информацию:

  • о продавце,
  • о товаре, включая цену товара,
  • о контактных телефонах, по которым можно заказать товар,

то есть той информации, которая позволяет "осуществить выбор, заказ и (или) приобретение товара", то сайт или страница признаются интернет-магазином.

То есть, нельзя допускать, чтобы приобретение товара осуществлялось в соцсети, в частности, путем личных сообщений администратору группы. Продажа товара без перехода на сайт интернет-магазина не допускается.

Страница в социальных сетях не должна давать возможность напрямую заказать, выбрать или приобрести товар. То есть в соцсети можно лишь получить информацию о товаре. Но чтобы оформить заказ или приобрести товар, необходимо перейти по ссылке на сайт интернет-магазина.

И если нет сайта, на котором размещен интернет-магазин, то торговать в Сети нельзя. Если создать сайт возможности нет, то вести торговлю можно только офлайн.

  

Не пропустите: "Интернет-магазин 2.0: продаем в интернете законно"

  

Реклама в социальных сетях

Итак, будем считать, что с продажами все понятно. Теперь давайте разбираться с рекламой.

Рекламировать свои товары в социальных сетях можно. Но только при соблюдении следующих условий.

Во-первых, у продавца должен быть интернет-магазин, который зарегистрирован в ТР.

Во-вторых, на странице или в группе в социальной сети в описании товара должна быть ссылка на этот товар в интернет-магазине.

В-третьих, в рекламной сообщении не должны быть указаны контактные данные продавца, иначе это будет трактоваться, как возможность заказать и приобрести товар, а значит, будет считаться нарушением.

Чтобы оформить заказ на товар или приобрести товар — необходимо перейти по ссылке на сайт интернет-магазина.

Рекламные игры и рекламные акции

Еще одна «больная тема». Каждый бизнес, независимо от его присутствия в сети, хочет иметь лояльных клиентов, которые регулярно совершают повторные покупки. Социальные сети выполнить такую задачу помогают. Аудитория группы бренда в социальной сети может со временем превратиться как раз в таких лояльных клиентов и положительно настроенных потенциальных клиентов. А подогревать интерес к деятельности компании помогает проведение акций со скидками и бонусами и розыгрыши ценных призов. Тем более в социальных сетях их так легко провести.

Но не все так просто. И для начала выясним разницу между рекламной акцией и рекламной игрой (розыгрышем).

Рекламная акция представляет собой некое мероприятие, стимулирующее реализацию товаров, в процессе которого все участники, выполнившие условия, установленные организатором, получают одинаковые подарки (п. 4 Положения о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 № 51).

Рекламной игрой же мероприятие будет считаться в том случае, если призы и подарки получают не все участники, а только один или несколько, которые выбираются организатором по определенным заранее правилам.

Проводить рекламные акции в соцсетях разрешено.

А вот с рекламными играми все сложнее. Все рекламные игры должны быть зарегистрированы в Министерстве торговли, должны быть разработаны правила, а розыгрыш призов должен проводиться членами специальной комиссии, которая также определяется заранее. И тут с уверенностью можно сказать, что большинство розыгрышей, которые проводятся компаниями в социальных сетях, являются рекламными играми и поэтому незаконны.

Что же позволяет закон?

  1. Проводить рекламные акции на сайте и на страничках компании в социальных сетях.
  2. Проводить рекламные игры (розыгрыши призов) без регистрации в Министерстве торговли можно на собственном сайте. Важно, чтобы мероприятие не было направлено на стимулирование продаж (реализации товаров, услуг, работ), для участия в них не должны требовать подтверждения приобретения или использования товаров, услуг или работ. Обязательное условие – доступ к сайту должен осуществляться без взимания платы или заключения договора. В соцсети можно разместить рекламу о проведении такого розыгрыша с активной ссылкой на сайт, нарушением закона это не будет.

Ответственность

За нарушение правил торговли можно попасть на штраф до 10 базовых величин (ч. 1 ст. 12.17 КоАП).

За продажу товаров/выполнение работ/оказание услуг с использованием зарубежных информационных сетей и ресурсов можно получить штраф на ИП или организацию в размере от 10 до 30 базовых величин (ч. 1 ст. 22.16 КоАП).

Нарушение законодательства о проведении рекламных игр или акций влечет штраф на ИП или юрлицо от 50 до 500 базовых величин (ст. 12.15 КоАП).

P. S. Еще больше полезной информации на практическом семинаре "Интернет-магазины 2.0: продаем в интернете законно". Успейте забронировать участие по минимальной цене!

Изображение: roswell-record.com

22-09-2016

← Назад

banner 2banner 4