контактный телефон:

+375 29 646-07-70

Что такое чек-листы при планировании и проведении проверок?

Что такое чек-лист? Когда и кому он может быть направлен? Ответы на вопросы в нашем материале для probusiness.by 

Некоторые организации и предприниматели получали от государственных органов один интересный документ, который называется контрольный список вопросов или чек-лист. При этом иногда даже у тех, кто получал такой список, остаются вопросы о том, что же он значит, для чего он нужен и почему был им направлен.

В этом материале мы как раз постараемся в этом разобраться.

Как многие уже, должно быть, догадались, используются чек-листы государственными органами при планировании и проведении проверок организаций и индивидуальных предпринимателей.

Чтобы разобраться в вопросе, сразу обратимся к законодательству. И найдем в нем следующее:

Под контрольным списком вопросов (чек-листом) понимается исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством, подлежащих проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом.

Данное определение чек-листа содержится в пункте 2 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (далее ? Указ № 510).

Теперь будем разбираться с каждым вопросом по порядку.

1. Кто применяет чек-листы?

Перечень контролирующих органов, которые применяют контрольные списки вопросов, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2012 № 1147 «Об утверждении перечня контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы), определении требований к форме контрольного списка вопросов (чек-листа) и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2010 г. № 489» (далее - постановление № 1147).

В настоящее время таких государственных органов 13.

1. Управление делами Президента Республики Беларусь
- Департамент по гуманитарной деятельности
- государственное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии» Управления делами Президента Республики Беларусь

2. Министерство внутренних дел
- органы внутренних дел и подразделения, входящие в их систему

3. Министерство здравоохранения
- органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор

4. Министерство по налогам и сборам
- инспекции Министерства по налогам и сборам по областям, г. Минску, районам, городам и районам в городах

5. Министерство по чрезвычайным ситуациям
- Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
- органы государственного пожарного надзора
- Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, областные, Минское городское управление названного Департамента
- Департамент по ядерной и радиационной безопасности

6. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды
- территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды

7. Министерство сельского хозяйства и продовольствия
- Департамент ветеринарного и продовольственного надзора
- государственные организации, подчиненные Министерству сельского хозяйства и продовольствия

8. Министерство торговли

9. Министерство труда и социальной защиты

10. Государственный комитет по имуществу

11. Государственный комитет по стандартизации
- областные (по Минской области и г. Минску) инспекции государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов и государственного метрологического надзора

12. Белорусский государственный концерн по нефти и химии

13. Государственный комитет судебных экспертиз

Согласно пункту 17 Положения № 510, если Советом Министров Республики Беларусь для соответствующего контролирующего (надзорного) органа предусмотрено использование контрольного списка вопросов (чек-листа), он является обязательным для применения контролирующим (надзорным) органом при планировании проверок. Т.е, все вышеперчисленные государственные органы при планировании плановых проверок в зависимоти от сферы деятельности обязаны направить чек-лист субъектам хозяйствования.

2. Кому обязательно необходимо направлять чек-листы?

Обязательно применение таких списков вопросов при планировании и проведении проверок в сфере контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот:

  • алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции,
  • непищевого этилового спирта и табачных изделий,
  • оборот табачного сырья, в том числе контроля за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о лицензировании указанных видов деятельности,
  • контроля за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере,
  • контроля за деятельностью организаторов азартных игр в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

Что касается алкоголя и табачных изделий, то применение чек-листов при проверке этих сфер стало обязательным с 2010 года. Субъекты, осуществляющие такого рода деятельность, относятся к высокой группе риска.

Как проверяют организации в разных группах риска:

Высокая группа риска, - не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не чаще одного раза в два календарных года (включая год, в котором проводилась плановая проверка);

Средняя группа риска, - не чаще одного раза в три календарных года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не чаще одного раза в пять календарных лет (включая год, в котором проводилась плановая проверка);

Низкая группа риска, - по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять календарных лет.*

*Указанные группы риска используются в рамках планирования плановых налоговых проверок.

В ходе планирования проверок надзорные органы могут направлять чек-листы только организациям и предпринимателям, которые относятся к средней или низкой группам риска (критерии отнесения к той или иной группе риска утверждены Указом №510). В этом случае с помощью такого списка вопросов контролирующий орган собирает информацию о субъекте, анализирует соблюдение им законодательства и определяет, нужно ли включать данную организацию или предпринимателя в план проверок.

Предоставить информацию по полученному чек-листу компания должна не позднее 10 рабочих с дней с момента его получения. При этом если в результате анализа полученной таким образом информации признаки нарушений гос.орган не установит, то плановая проверка в отношении организации из средней группы риска может быть не назначена, а отнесенной к низкой группе риска – не будет назначена.

Данные правила не могут быть применены к субъектам, отнесенным к высокой группе риска. В соответствии с пунктом 1 Критериев отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утвержденных Указом № 510, производство, реализация, хранение (если это является видом предпринимательской деятельности) алкогольной продукции, табачных изделий, иных подакцизных товаров, а также деятельность в сфере игорного бизнеса относятся к высокой степени риска при планировании проверок. То есть если такой организации был направлен чек-лист, то в план проверок она будет обязательно включена. Предоставить информацию по чек-листу также необходимо в течение 10 рабочих дней, иначе организации грозит наложение штрафа от 4 до 20 БВ (ст. 23.16 КоАП).

3. Как используются чек-листы в ходе проверки?

Непосредственно в ходе проверки чек-листы также используются проверяющими. Но уже не как способ сбора и анализа информации, а скорее как форма ее отражения в процессе проверки. В ходе проверки проверяющий сам заполняет данный список вопросов, но только по тем пунктам, которые подлежат проверке и являются неотъемлемой частью акта либо справки проверки.

В чек-листе должны быть указаны сведения о проверяющем органе и проверяемой организации/предпринимателе, номер чек-листа, дата начала и окончания его заполнения.

Если чек-лист применяется при планировании проверки и направляется для заполнения субъекту, контролирующим органом проставляется дата направления чек-листа, остальную информацию субъект заполняет самостоятельно.

Специальной отметкой «X» обозначается заполнение чек-листа при планировании проверки либо в ходе проверки, при этом указывается ее вид: плановая, внеплановая.

Чек-листы могут быть заполнены либо полностью, либо частично по разделам, по отдельным вопросам, о чем указывается в начале чек-листа путем проставления знака «X» в соответствующей ячейке раздела «Сведения о соблюдении проверяемым субъектом требований законодательства».

Проверяющие в ходе проверки могут заполнять только те разделы и пункты чек-листа, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке и указанным в предписании на ее проведение.

Если чек-лист заполняется при проведении проверки, то подписывается проверяющим и представителем субъекта предпринимательской деятельности с указанием их инициалов, фамилий, должностей с указанием даты его подписания указанными лицами.

Чек-лист также может быть рекомендован для заполнения непосредственно субъектами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, в целях проведения внутреннего контроля и предупреждения выявления правонарушений контролирующими органами.

Хотелось бы отметить тот факт, что процент отправки подобных чек-листов не так уж велик. Многие организации и вовсе о них не слышали. Но если уж чек-лист к вам пришел, не нужно паниковать. Спокойно и внимательно заполните его и отправьте обратно в установленный срок. Это просто сбор сведений, проверка может к вам и не прийти (исключение составляют организации, относящиеся к высокой группе риска).

Изображение: pfj.ru

22-11-2016

← Назад

banner 2