контактный телефон:

+375 29 646-07-70

Что такое должностная инструкция и как ее составить?

должностная инструкция специалистаДолжностная (или рабочая) инструкция (ДИ) – это документ, который регламентирует деятельность работника организации при осуществлении им трудовой функции в определенной должности.

На первый взгляд может показаться, что составление ДИ – это вопрос формальный, на практике не приносящий никакой пользы, ведь и так все работники знают, что им нужно делать. Однако на самом деле без правильных и грамотно составленных ДИ просто невозможно эффективное управление персоналом, причем, вне зависимости от размеров организации.

Даже в относительно крупных компаниях инструкции не всегда разработаны (или разработаны неправильно), в связи с чем появляется большое количество конфликтов, связанных с тем, что работодатель расходится с работником в определении обязанностей последнего. В самом деле, должен ли дизайнер-верстальщик печатного издания, за те же деньги разрабатывать дизайн интернет-сайта своей газеты? Или, скажем, должен ли менеджер по продажам проводить маркетинговое исследование ёмкости рынка закрепленного за ним региона? Как говорится, возможны варианты. Ограничить количество подобных «вариантов» и призваны должностные инструкции.

Основной смысл должностных инструкций - в придании большей прозрачности трудовому процессу. То есть, должностные инструкции специалиста должны описывать его прямые обязанности, сферу компетентности и ответственности, критерии оценки эффективности его работы, управленческую структуру, имеющую отношение к специалисту. И если все это в них отражено, и, более того, соответствует действительности, то компания получает в руки отличный инструмент управления персоналом, значительно облегчающий решение таких центральных проблем как, например, адаптация и мотивация персонала.

Должностные инструкции работников традиционно содержат следующие разделы:

  • общие положения;
  • квалификационные требования работника;
  • обязанности работника;
  • права работника;
  • ответственность работника;
  • взаимоотношения между работником и нанимателем в соответствии с организационной структурой организации.

Почему должностные инструкции не любят?

Да, часто к этому документу относятся, как к ненужной бюрократии. А в отношении некоторых компаний такое утверждение – чистая правда.
Чтобы ДИ действительно была полезной и эффективной, необходимо избегать туманных формулировок и четко излагать обязанности не только работника, но и работодателя.

Чтобы разработать должностную инструкцию менеджера, директора, инженера или любого другого работника, необходимо утвердить штатное расписание и уточнить следующую информацию:

  • точное название должности работника и его подчиненность или организационную структуру организации;
  • перечень обязанностей, которые работник должен выполнять в соответствии с занимаемой должностью, а также с учетом требований правил и процедур системы менеджмента качества, правил и инструкций по охране труда и пожарной безопасности;
  • перечень дополнительных прав работника, которые предусмотрены во внутренних нормативных правовых актах нанимателя;
  • сведения о том, какую информацию, в какие сроки и от кого получает работник, с кем совместно готовит документы, выполняет свои должностные обязанности, в какие сроки представляет их, и другие вопросы информационных взаимосвязей работника с другими подразделениями, организациями и просто другими сотрудниками.

Все пункты ДИ должны быть максимально конкретными и подробными. Они не должны противоречить друг другу, но должны друг друга дополнять и, тем самым, обеспечивать эффективное взаимодействие работника и нанимателя.

Чтобы должностная инструкция не была не просто «бюрократическим излишком», а действенным инструментом, вы можете обратиться за ее составлением к нашим сотрудникам.

10-09-2015

← Назад

banner 2banner 4