контактный телефон:

+375 29 646-07-70

Договор франчайзинга

Франчайзинг, франшиза… Красивые «заморские» слова, которые, на первый взгляд, неизвестно что означают. Давайте разбираться.

договор франчайзинга в беларуси


Нормативные документы:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК);
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2009 № 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)»;
  • Инструкция о порядке регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), утвержденной постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 15.04.2009 № 6.

Терминология

В ГК Республики Беларусь существует такое понятие – договор комплексной предпринимательской лицензии, или, проще говоря, договор франчайзинга. Это договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока лицензионный комплекс, включающий право использования фирменного наименования правообладателя, других объектов интеллектуальной собственности, предусмотренных договором франчайзинга, а также нераскрытой информации в предпринимательской деятельности пользователя.

Иными словами, франчайзинг представляет собой такую форму предпринимательской деятельности, при которой какая-нибудь, как правило, крупная известная компания (её называют «франчайзер») предоставляет другой, еще пока малой развивающейся компании (она будет называться «франчайзи»), лицензионный комплекс, тем самым способствуя продвижению на рынке определенных товаров, работ, услуг.

Из этого делаем первый вывод: сторонами по такому договору могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Предмет договора

Предметом договора франчайзинга является комплекс исключительных прав, принадлежащих компании-правообладателю. В данный комплекс могут быть включены:

  • средства индивидуализации участников (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания);
  • продукты интеллектуальной деятельности (права на изобретения, секреты производства (ноу-хау) и пр.);
  • объекты авторского права (это могут быть компьютерные программы, базы данных либо письменные указания или инструкции).

Следует обратить внимание, что право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в т.ч. секретов производства (ноу-хау), должны быть обязательно включены в лицензионный комплекс.

Договор франчайзинга может предусматривать конкретные объемы использования прав. Например, можно указать территорию, где разрешено их использовать, а также прописать сферы деятельности пользователя прав – франчайзи.

Условия и сроки

Данный договор является возмездным, а значит за предоставление таких «даров» пользователь обязан платить вознаграждение. Его размер определяется исходя из тех исключительных прав, которые включены в предмет договора. Возможно использование различных вариантов оплаты: фиксированные платежи либо зависящие от объема прибыли, разовые либо периодические. Чаще всего используют такую форму оплаты, при которой после заключения договора оплачивается определенная фиксированная сумма, называемая «паушальный платеж», и далее периодически осуществляются платежи («роялти») в виде процента от дохода.

Что касается срока, то договор франчайзинга может быть заключен как на определенный срок, так и без указания срока. Если договор заключен без указания срока, то в соответствии со ст. ст.91011 ГК Республики Беларусь стороны вправе в любое время полностью отказаться от исполнения договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.

Регистрация договора

 

Важный момент: договор франчайзинга подлежит обязательной регистрации.

Процедура регистрации данного договора регламентирована постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2009 № 346 и Инструкцией о порядке регистрации лицензионных договоров № 6 (полные названия нормативных документов приведены в начале статьи).

Договор франчайзинга обязательно должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован в патентном органе. Регистрация осуществляется государственным учреждением «Национальный центр интеллектуальной собственности». Если по договору будут переданы права в отношении изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, сортов растений, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, такие договоры также подлежат дополнительной регистрации в Государственном реестре лицензионных договоров, договоров уступки и договоров залога прав на объекты интеллектуальной собственности Республики Беларусь.

Порядок регистрации

Для регистрации договора в патентный орган подаются следующие документы:

  • заявление установленной формы;
  • договор в трех экземплярах (два экземпляра – подлинники, один экземпляр – заверенная заявителем копия), за исключением регистрации лицензионного договора в отношении товарного знака;
  • доверенность (в случае ведения дел через представителя);
  • документ, подтверждающий уплату патентной пошлины.

Размер пошлины при первоначальной регистрации договора франчайзинга составляет 10 БВ и дополнительно 5 БВ за каждые патент, свидетельство. Регистрации подлежат также и изменения, вносимые в договор, пошлина в таком случае составляет 5 БВ и дополнительно 5 БВ за каждые патент, свидетельство, если изменения связаны с предоставлением прав по новым патенту, свидетельству.

Регистрация осуществляется в течение месяца с момента подачи документов в патентный орган.

Что в итоге?

Заключение договора франчайзинга достаточно неплохой вариант для начала ведения бизнеса, поскольку начнете вы не «с нуля», а возьмете «готовенькое»: деятельность в той или иной сфере уже проработана, плюс получаете право использовать уже раскрученное фирменное наименование, товарный знак, и к тому же передается отработанная схема ведения бизнеса с возможностью получения консультационных услуг.

Однако есть и минусы для работы по договору франчайзинга:

  • во-первых, это контроль со стороны правообладателя и ограничение действий;
  • во-вторых, привязанность к торговой марке, деловой репутации правообладателя от которой будет полностью зависеть и ваш бизнес, поскольку если они «потерпят фиаско», это определенно скажется и на вас, как на франчайзи;
  • и также дополнительные расходы по выплате вознаграждения по договору.

Выбор за вами. А если нужна будет помощь в составлении договора франчайзинга, наши специалисты всегда рады будут вам помочь!

разработка вашего договора

P.S. Остались вопросы? Задайте их нам по телефону +375 29 646-07-70 или пишите на info@a2um.by

← Назад

banner 2