контактный телефон:

+375 29 646-07-70

Как аудиторы помогут с ликвидацией?

Нормативные документы по вопросу:

  • Постановление Совета Министров №500 от 04.07.2017, вступает в силу 03.09.2017;
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Декрет №1).

С 3 сентября 2017 г. вступают в силу изменения в Декрет №1. В рамках этих изменений закреплено право ликвидируемых субъектов обращаться к независимым аудиторам (как организациям, так и предпринимателям) для проверки своей деятельности. Речь идет о проверках, аналогичных тем, что проводят государственные органы в рамках процесса ликвидации. А Постановление №500 определяет порядок предоставления подобной независимой оценки.

закрытие фирмы, ликвидация ип

Можно ли теперь ликвидироваться быстрее?

Давайте попробуем разобраться в последних изменениях и понять, помогут ли они пройти процесс ликвидации быстрее.

Начнем с того, что процедура ликвидации длится месяцами. Так, если вы не предоставили необходимые документы, налоговая, таможенные органы или Белгосстрах обязаны сообщить об этом  в регистрирующий орган. А он в свою очередь еще продлит процедуру. При этом достоверность этой информации проверять никто не будет. Сейчас максимальный срок – 9 месяцев, а по желанию самого ликвидируемого субъекта можно продлить его до 12 месяцев.

Порядок аудита и новые нормы

1. Независимый аудит вправе проводить:

  • организации, у которых в штате есть аудиторы со стажем работы не менее 3 лет;
  • предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность также не менее 3 лет.

При этом компании/ИП должны нести обязательства за причинение вреда в связи с осуществлением аудита, то есть у них должен быть заключен договор страхования гражданской ответственности в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

Перечень аудиторских организаций и аудиторов – ИП будет размещен на сайте Министерства финансов Республики Беларусь.

2. Привлечь стороннюю организацию для осуществления оценки можно, но только если ликвидация инициирована самим субъектом хозяйствования, а также в связи:

  • с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;
  • с нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством;
  • с признанием судом, рассматривающим экономические дела, государственной регистрации юридического лица недействительной (далее – ликвидация по решению собственника).

3. Оказание аудиторских услуг должно быть закреплено соответствующим договором.

И заключить его нужно еще до того, как заявление о ликвидации будет подано в исполком. А при подаче заявления указать в нем сведения о данном договоре.

4. По результатам аудита должны быть составлены заключение и отчет. И согласно Постановлению №500 в отчете обязательно должна присутствовать информация о:

  • задолженности по налогам, сборам и другим платежам в бюджет;
  • не прекращённых обязательств перед таможенными органами;
  • о наличии сделок с субъектами, входящими в реестр организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;
  • описание фактов нарушения законодательства;
  • и иные сведения, подлежащие независимой оценке. 

Требования к отчету предусмотрены п. 6 Постановления №500. Однако стоит учитывать, что их перечень является открытым. 

5. Аудиторское заключение и отчет необходимо предоставить в течение 20 рабочих дней с подачи заявления о ликвидации:

  • налоговой инспекции;
  • таможенному органу;
  • в «Белгосстрах» по месту регистрации.

Эта обязанность накладывает на аудитора ограничение по срокам оказания услуг и проведения проверки. К тому же, важно помнить, что аудиторская проверка и заключение должны быть даны по периоду, которые законодательно установлены для процесса ликвидации.

По общему правилу этот период составляет 3 календарных года, предшествующих году, когда принято решение о ликвидации, плюс уже истекший период в текущем году. В Постановлении № 500 прямо указано, что именно за такой период аудиторам придется проверять расчеты по страховым взносам. Но для проверки налоговых вопросов период пока не ограничен (ч.2. п.13 Указа Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»).

Проверка уплаты взносов в ФСЗН аудиторами не предусмотрена.

6. По новым правилам сведения, которые налоговые, таможенные органы и Белгосстрах предоставляют в регистрирующий орган, могут быть основаны:

  • на той информации, которой данные органы уже располагают (например, данные мониторингов и камеральных проверок);
  • на аудиторском заключении, которое предоставляет ликвидируемый субъект;
  • на результатах проверки, проведенной этими органами самостоятельно.

Из этого следует, что собственная проверка госорганами может и не проводиться, но гарантии на это нет, даже если аудиторское заключение предоставлено положительное.

Кроме того, предусмотрен ряд случаев, когда проверки и вовсе не избежать. Так, проверка все равно придет, если:

  • имеющаяся, например, у налоговой информация не соответствует данным в аудиторском отчете;
  • если аудитор выявил у компании или ИП ряд нарушений, и они не были устранены за 30 рабочих дней с момента подачи заявления о ликвидации;
  • если у ликвидируемого субъекта были сделки с контрагентами, включенными в реестр организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;
  • если аудитор, проводивший проверку, не соответствовал требованиям законодательства.

процесс ликвидации юридического лица, как ликвидировать ип

Какие изменения еще можно отметить?

Во-первых, если субъект не осуществляет деятельность в течение 24 месяцев, он подлежит ликвидации по решению собственника. Поскольку на практике собственники не всегда принимают такое решение, скорее всего учредителей (предпринимателя) вызовут в регистрирующий орган и попросят объяснить ситуацию. Инициировать ликвидацию может и сам исполком, но тогда ему же и придется вести этот процесс. Поэтому такая инициатива проявляется крайне редко.

Во-вторых, объявление о ликвидации будет публиковаться самим регистрирующим органом в журнале «Юстиция Беларуси». Ранее эта обязанность лежала на ликвидируемом субъекте.

Таким образом, порядок проведения аудита при ликвидации определен, а вот целесообразно ли обращение к аудитору при ликвидации – время покажет. Ведь положительное аудиторское заключение вполне может быть поставлено под сомнение контролирующим органом, и соответствующая проверка все равно будет назначена и проведена.

P. S. Нужен аудит? Предлагаем скидку! Чтобы получить аудит со скидкой 25%, пишите на info@a2um.by со ссылкой на эту статью ;) 

Изображения: pixabay.com

18-07-2017

   

Читайте также: 

Ответственность руководителя

Лжепредпринимательские структуры

Как взыскать дебиторскую задолженность

 

← Назад

banner 2