контактный телефон:

+375 29 646-07-70

Лжепредпринимательские структуры: как уберечь компанию от недобросовестных контрагентов

ЛжепредпринимательствоКаждый день организации и индивидуальные предприниматели взаимодействуют с множеством других фирм и предпринимателей. С одними работа ведется на постоянной основе, с другими – в рамках одной конкретной сделки. Однако ни в первом, ни во втором случае нельзя быть уверенным, что ваш контрагент не относится к числу лжепредпринимательских структур. Порой, заключая договор либо выписывая накладную, можно и не подозревать, что ваш контрагент – так называемая «финка».

И в этом материале мы рассмотрим наболевший вопрос о сотрудничестве (случайном или намеренном) с подобными структурами.

Законодательство Республики Беларусь достаточно жестко стало регламентировать данную проблему, в частности принятием Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 года №488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», который вступил в силу с 01.01.2013 года (далее - Указ №488).


Смотрите также: "Налоговая проверка без потерь

Лжепредпринимательство с точки зрения закона

Давайте разберемся, что такое лжепредпринимательская структура и по каким критериям можно попасть в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее - реестр). Лжепредпринимательской считается деятельность, при которой ИП или юридическое лицо регистрируются не с целью ведения деятельности как таковой, а для получения ссуд и кредитов, занижения прибыли, сокрытия запрещенной деятельности или для получения какой-либо иной выгоды.
Итак, для того, чтобы угодить в реестр достаточно наличия одного из условий:

  1. Если установлены признаки лжепредпринимательства, согласно вступившему в законную силу приговору суда.
  2. Если поступала выручка на банковские счета при отсутствии объектов налогообложения в представленных налоговых декларациях (расчетах) либо самой налоговой отчетности в течение двух месяцев подряд.
  3. Руководитель (индивидуальный предприниматель) не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, выручка от которой превышает 5 000 базовых величин в месяц (то есть не может пояснить, откуда появились деньги в размере больше чем 100 000 руб. (до деноминации - 1 млрд)).
  4. Фактическую деятельность от имени субъекта предпринимательской деятельности осуществляет неуполномоченное лицо либо печати, бланки документов с определенной степенью защиты и платежные инструменты субъекта предпринимательской деятельности переданы лицу, не уполномоченному на их хранение (о том, как уполномочить лицо представлять интересы компании или ИП читайте в нашем материале о доверенностях).
  5. Субъект предпринимательской деятельности не расположен по месту нахождения, указанному в соответствующих документах, и не уведомил в установленные сроки регистрирующий орган об изменении места нахождения. При этом руководитель либо иное уполномоченное лицо не представляют без уважительных причин документы, запрашиваемые уполномоченными государственными органами либо не являются по вызовам (приглашениям) этих органов.

Как попадают в реестр

Если выясняется, что какое-либо из перечисленных условий имеет место, то соответствующую информацию представляют в Министерство по налогам и сборам (далее – МНС), налоговые инспекции, Комитет государственного контроля РБ, Министерство финансов РБ, правоохранительные органы и суды. После поступления такой информации МНС в течение 3- х рабочих дней направляет заказной корреспонденцией уведомление о намерении включения в реестр.

Далее у субъекта предпринимательской деятельности имеется возможность в течение 10-десяти рабочих дней с момента направления (а не фактического получения) уведомления представить в МНС мотивированное возражение на намерение включения его в реестр. Если же возражений нет, то МНС в течение 15-ти рабочих дней со дня направления уведомления, а при наличии возражений − в течение 20 рабочих дней с даты его поступления – включит данный субъект хозяйствования в реестр.

Как исключаются из реестра

После устранения нарушений по ходатайству субъекта предпринимательской деятельности он может быть исключен из реестра. Решение о включении в реестр (отказе в исключении из него) может быть обжаловано в МНС, а затем в суде.

В реестре коммерческих организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере в настоящее время около 6000 субъектов. Но все ли они лжепредпринимательские?

Подавляющее большинство попадает в реестр на основании абзаца 6 части 1 подп. 1.1 Указа № 488 (5-е условие из нашего списка), а именно – не расположение по месту нахождения, указанному в учредительных документах. Однако можно ли однозначно утверждать, что такой субъект хозяйствования – лжепредпринимательская структура? Полагаем, что нет.

Существует административная ответственность за неподачу в установленный срок сведений об изменении местонахождения в соответствии со ст. 23.16 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь.

Однако, по нашему мнению, полагать, что если организация изменила местонахождение, и не подала сведения в регистрирующий орган по неизвестным обстоятельствам, то она является лжепредпринимательской структурой не очень обоснованно.

Если ваш контрагент – лжепредпринимательская структура

Что же делать, если когда-либо вы все-таки имели взаимоотношения с лжепредпринимательскими структурами? Ведь достаточно сложно понять, как предприятию защититься, если контрагент оказался входящим в реестр. И даже если при заключении контракта с новой компанией или предпринимателем в реестре данного субъекта нет – нет гарантий, что этот контрагент в будущем там не окажется. Например, если будет выявлен факт его (контрагента) сотрудничества с фирмой из реестра.

Согласно Указу №488 есть два выхода:

  1. После получения предписания от органа финансовых расследований юридическое лицо или ИП обязаны самостоятельно исчислить и уплатить в полном объеме налоги (сборы, пошлины), представить в ИМНС уточненную декларацию и в течение 20 рабочих дней с даты получения такого предписания, проинформировать орган финансовых расследований о принятых мерах по выполнению предписания с приложением подтверждающих документов. Так, складывается ситуация, что у субъекта хозяйствования имеется прямая обязанность это сделать. Как говориться без суда и следствия.
  2. Если первый вариант вам не по душе, то есть еще один: обжаловать данное предписание. Такая возможность существует с 23.04.2016 года в связи со вступившими изменениями в Указ №488.

Однако, если ваш выбор пал на вариант №2, в таком случае орган финансовых расследований вправе назначить и провести проверку юридического лица или ИП либо все документы отправить в ИМНС по месту постановки на учет для проведения проверки. Что, скорее всего, и произойдет. А это ставит под угрозу деловую репутацию субъекта хозяйствования, да и вообще возможность благополучного существования на рынке. При обжаловании такого предписания недостаточно просто утверждать, что вы ничего не знали, необходимо предоставить доказательственную базу.

Факт совершения хозяйственной операции должен подтверждаться имеющим юридическую силу первичным бухгалтерским документом, составленным ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции в момент ее совершения. Причем каждая хозяйственная операция должны быть зарегистрирована в специальных бухгалтерских регистрах (документально обоснованные записи в бухгалтерском учете признаются изначально достоверными, если они полностью отражают сущность хозяйственной операции и соответствуют действующему законодательству).

Если же первичные учетные документы не соответствуют нормативно установленным требованиям, то проверяющий вправе сделать вывод о необоснованности таких записей в бухгалтерских регистрах и, следовательно, о необходимости перерасчета налогов. Однако, как показывает сложившаяся судебная практика, необходимо подготавливать достаточную доказательную базу по выдвигаемым вопросам, так как экономический суд исходит из презумпции невиновности добросовестного субъекта хозяйствования в совершении рассматриваемых сделок. Таким образом, при проведении проверки налоговыми органами необходимо предъявить документы, которые реально отражают факт приобретения или реализации товаров (работ, услуг), которые должны быть надлежащим образом оформлены.

Как минимизировать риски

Учитывая все, о чем шла речь выше, возникает закономерный вопрос. Как защитить себя от подобных рисков? Конечно, на 100% себя обезопасить получится едва ли, но некоторые рекомендации мы все же приведем. Итак, минимизировать риск вам поможет:

  • Информация о субъектах хозяйствования, включенных в реестр. Она размещается на сайте МНС, поэтому необходимо периодически просматривать информацию о включенных туда субъектах. Желательно перед заключением договора с новым контрагентом проверить, находится он в таком реестре или нет.
  • Внимательно изучить всю возможную информацию в сети Интернет о будущем контрагенте, почитать отзывы о компании (порой даже один негативный отзыв может испортить о ней впечатление).
  • Проверять полномочия представителей компании – имеют ли они право представлять интересы и подписывать документы.
  • По возможности посетить офис партнера, чтобы установить по своему местонахождению они находятся, верные ли контактные телефоны и т.д.
  • Проверять бланки строгой отчетности поставщиков, такая возможность предоставлена МНС.
  • Запрашивать у поставщиков-резидентов документы, подтверждающие законность ввоза закупаемых товаров.

Все эти действия могут создать дополнительную нагрузку на компании. При этом 100% гарантий защиты от применения санкций они не дают. Однако пренебрегать данными мерами предосторожности не стоит. В случае если в неприятную ситуацию вы все же попали, рекомендуем обратиться за помощью к юристам.

Алгоритм действий после получения предписания рассмотрим в следующем материале.

Следите за нашими новостями и подписывайтесь на бесплатную рассылку наших материалов и обзоров законодательства.

Изображение: apprenda.com

05-08-2016

← Назад

banner 2banner 4