контактный телефон:

+375 29 646-07-70

Юридический адрес организации

адрес юридического лицаС точки зрения законодательства нашей страны категория «юридический адрес» может трактоваться следующим образом: место нахождения юридического лица, место размещения юридического лица, место государственной регистрации юридического лица. По сути, все эти понятия обозначают тот адрес, который отражен в учредительных документах юридического лица и по которому находятся его органы управления.

Зачем указывать юридический адрес в учредительных документах, и чем он отличается от почтового?

Во-первых, на основании юридического адреса определяются органы, на учете в которых будет состоять субъект хозяйствования, а также правовой режим, если на какой-либо территории для зарегистрированных субъектов предусмотрены какие-либо льготы или ограничения.

Так, например, Декретом Президента РБ от 07.05.2012 №6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» предоставляются льготы, но они относятся только к определенным населенным пунктам. То есть юридический адреса не просто позволяет определить «место связи» с организацией, но и определить, с какими государственными органами она обязана контактировать в ходе своей деятельности, а также особенности правового положения, характерные для той или иной территории.

В статье 50 ГК место нахождения юр.лица определено как место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются), а если таковой отсутствует – иного органа либо лица, которые имеют право действовать от имени организации без доверенности.

В Положении о государственной регистрации юридический адрес определяется с помощью следующих понятий: «место нахождения», «местонахождение» и «место размещения». А в п.4 Положения отражено правило, согласно которому регистрация юридического лица происходит по месту его нахождения.

Таким образом, можно заключить, что юридический адрес зависит от действительного места нахождения организации, то есть места нахождения ее руководящих органов.

Теперь заглянем в Налоговый Кодекс, в нем используется понятие «место нахождения организации», и приведены некоторые разъяснения. Так, согласно ст.15 НК местом нахождения организации (за исключением простого товарищества) признается место ее государственной регистрации, если иное не установлено НК.При отсутствии (бездействии) места государственной регистрации местом нахождения организации признается место нахождения ее высшего органа управления (место, где осуществляются его полномочия в соответствии с учредительными документами). При отсутствии (бездействии) высшего органа управления местом нахождения организации признается место, где осуществляются полномочия ее постоянно действующего исполнительного органа управления (администрации, дирекции, правления, централизованной бухгалтерии или иного подобного органа, осуществляющего оперативное финансовое управление этой организацией). При отсутствии (бездействии) исполнительного органа управления местом нахождения организации признается место, где принимаются решения по вопросам создания, ликвидации и реорганизации этой организации, изменения состава ее учредителей (участников), увеличения или уменьшения размеров уставного фонда, приобретения или отчуждения ее имущества и другим существенным вопросам управления организацией, либо место, в котором находятся основные бухгалтерские документы организации, либо место жительства ее руководителя, учредителя или участника.

Таким образом, налоговое законодательство в вопросе конкретизации реального места нахождения юридического лица не ограничивается презумпцией нахождения юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах. Согласно налоговому законодательству местом нахождения организации может быть признано место жительства руководителя, учредителя или участника, то есть жилое помещение.

Практически это означает следующее. Например, если организация приостановила свою деятельность, единственным исполнительным органом в таком случае остается руководитель, который может уведомить письменно налоговые органы о своем фактическом нахождении (адрес места жительства). В обычной практике, если налоговые органы могут связаться с руководителем организации по адресу, который указан в уведомлении, претензий к адресу местонахождения у налоговой службы не возникает.

В процессе регистрации новой компании указывать адрес местонахождения необходимо, он же должен быть прописан и в Уставе. В заявлении учредитель подтверждает, что порядок создания юридического лица (в т.ч. требование абзаца 3 п.12 Положения о государственной регистрации об определении предполагаемого места нахождения) соблюден.При этом исходя из положения ст.50 Гражданского Кодекса юридическим адресом может быть лишь указание на административно-территориальную единицу и населенный пункт, в котором размещается юридическое лицо. На практике же в регистрирующий орган необходимо представить сведения о юридическом адресе, позволяющие установить конкретное изолированное помещение. Исходя из этого подхода составлена форма заявления о государственной регистрации юридического лица, форма уведомления об изменении местонахождения юридического лица, утвержденные постановлением Минюста РБ от 27.01.2009 № 8 (далее - постановление № 8).

Конкретный почтовый адрес при регистрации указывают с точки зрения практической: это необходимо для нормального взаимодействия с контрагентами, а также государственными структурами.

При внесении соответствующих данных в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) эти данные являются общедоступными и обладают свойством публичной достоверности.Если при регистрации сообщаются сведения о юридическом адресе, не соответствующие действительности, это наносит ущерб не столько государству, сколько гражданскому обороту в целом, что является основанием для признания государственной регистрации недействительной.

На сегодняшний день система государственной регистрации юридических лиц позволяет учредителям выбрать вариант указания юридического адреса при подаче документов на государственную регистрацию. Положение о государственной регистрации закрепляет требование об определении до государственной регистрации предполагаемого места размещения юридического лица, т.е. теоретически учредителям теперь можно будет не утруждать себя до подачи документов на государственную регистрацию поисками юридического адреса и получением гарантийного письма на него. При регистрации в качестве предполагаемого места размещения можно указать любой адрес, зарегистрироваться по нему, затем найти подходящий офис, заключить договор аренды на него и уведомить регистрирующий орган о смене местонахождения. «Любой» адрес не значит «вымышленный», поскольку учредители несут ответственность за достоверность сведений, представляемых в регистрирующий орган. Однако для подстраховки рекомендуется до подачи документов в регистрирующий орган заручиться гарантийным письмом в качестве доказательства, что данные, указанные в заявлении, не вымышленные и учредитель на самом деле приложил усилия для определения предполагаемого места размещения организации.

Основные нормативные правовые акты, касающиеся регулирования вопросов размещения юридических лиц:

  • Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (вместе с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования);
  • Гражданский кодекс РБ;
  • Жилищный кодекс РБ;
  • Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП);
  • Налоговый кодекс РБ;
  • Закон РБ от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее - Закон № 133-З);
  • Закон РБ от 08.01.1998 № 135-З «О совместном домовладении»;
  • Закон РБ от 18.02.1991 № 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;
  • Положение о порядке обследования состояния многоквартирных, блокированных и одноквартирных жилых домов и их придомовых территорий, квартир в многоквартирных и блокированных жилых домах, признания их не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и принятия решений об их восстановлении для использования по назначению, либо о переводе в нежилые, либо о сносе непригодных для проживания жилых домов, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 28.03.2013 № 221.

01-10-2015

← Назад

banner 2banner 4